Пн - Пт 9:00 - 17:00

Конструкция и характеристики стальных канатов

Согласно ГОСТ 3241-80 канаты классифицируются по следующим признакам:

1. По конструкции:

Канат одинарной свивки типа ТК- одинарной свивки (спиральные), состоящие из одного, двух или трех концентрических слоев проволоки, свитых по спирали;

Канат одинарной свивки типа ТК,
1х19 (1+6+12) ГОСТ 3063-80


Канат двойной свивки типа ЛК-РО - двойной свивки, состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев;

Канат двойной свивки типа ЛК-РО, 6х36 проволок
с одним органическим сердечником ГОСТ 7668-80

Канат тройной свивки типа ТК-Р конструкции 6х7х19 (1++6/6)+1о.с. ГОСТ 3089-80- тройной свивки, состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

Канат тройной свивки типа ТК-Р конструкции
6х7х19 (1++6/6)+1о.с. ГОСТ 3089-80



Канаты двойной свивки с противоположным направлением свивки прядей по слоям имеют меньшее стремление к кручению, чем канаты с одним слоем прядей.

2. По прочностным характеристикам:

с маркировочными группами временного сопротивления разрыву - 1370 (140), 1470(150), 1570(160), 1670(170), 1770(180), 1860(190), 1960(200), 2060 (210), 2160(220). Канаты маркировочных групп 1370(140) - 1770(180) изготавливаются серийно, остальные по согласованию.

3. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:s-toch-kas
  • с точечным касанием проволок между слоями ТК;
  • с линейным касанием проволок между слоями ЛК;
  • с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди ЛК-О;
  • с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди ЛК-Р;
  • с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения ЛК-З;
  • C линейным касаниемс линейным касанием проволок между слоями и имеющихся в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра ЛК-РО;
  • с комбинированным точечно-линейным касанием проволок ТЛК.


Канаты, работающие на блоках и барабанах с полукруглой канавкой, следует выбирать с прядями ЛК, т.к. их долговечность в 1,5-2 раза больше, чем канатов с прядями ТК.

4. По материалу сердечника:
  • с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов ОС;
  • с металлическим сердечником МС (в качестве металлического сердечника используется прядь или канат конструкции 7х7. Металлический сердечник изготавливается из проволоки).

Сердечник служит внутренней опорой и амортизатором для прядей и самого каната в целом. Он должен противостоять радиальному давлению прядей при нагрузке каната, не допуская его поперечной деформации. Органический сердечник предохраняет благодаря пропитке смазкой внутренние части каната от коррозии и способствует уменьшению истиранию проволок.
В качестве органических сердечников должны применяться: пеньковые - по ГОСТ 5269, сизалевые - по нормативно-технической документации, синтетические и искусственные материалы - по нормативно-технической документации (полиэтилен, полипропилен, капрон, лавсан, вискоза), пряжа хлопчатобумажная, хлопчатобумажный корд - по нормативно-технической документации. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применение сердечника из других материалов.
При отсутствии требований потребителя выбор материала сердечника производится изготовителем. В горячих цехах используют асбестовые или металлические сердечники. Металлические сердечники применяют также при многослойной навивке на барабан.

5. По способу свивки:
  • нераскручивающиеся Н, благодаря предварительному изгибу проволок имеют меньшее стремление к кручению и образованию узлов и петель и обладают большей долговечностью. (пряди в канатах двойной и тройной свивки, наружные пряди многопрядных канатов, проволоки в канатах одинарной свивки сохраняют свое положение при отрезании и после снятия перевязок и заварки с конца каната, при этом металлические сердечники можно изготавливать раскручивающимися);

- свободные концы каната не раскручиваются,
- концы оборванных проволок в канате не «ершатся»
- канат не образует петель,
- при обрезке не возникает вращение каната вокруг своей оси.

  • раскручивающиеся (стренги, пряди и проволоки не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок и заварки с конца каната).
6. По степени уравновешенности:
  • рихтованные Р. Не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой. (канат проходит через ролики, которые под определенным усилием, сдавливают его.
  • нерихтованные (канат не проходит через систему рихтовки);
7. По направлению свивки каната:Левая свивкаПравая свивка
  • правой;
  • левой Л;

Направление свивки определяется:

- для канатов одинарной свивки – направлением свивки проволок наружного слоя,
- для канатов двойной свивки – направлением свивки прядей наружного слоя,
- для канатов тройной свивки – направлением свивки стренг в канат.

При подвеске крюка или грейфера на двух и более ветвях для уменьшения кручения следует применять канты разной свивки.
На грузовых кранах, в системе крюковой подвески, применяется канат правой и левой свивки, для того, чтобы при подъеме груз не вращался.

8. По сочетанию направлений свивки канатов и его элементов:Крестовая
  • крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны (направлены в разные стороны));
  • односторонней сивки О (направление свивки прядей и направление свивки проволоки в пряди одинаковы (направлены в одну сторону)).

односторонняя   свивкаДля подъемных кранов, а также при работе канатов на блоках с канавками с подрезом и клиновидными и на плоских ободах, рекомендуется крестовая свивка. В случае, когда конструкция механизма исключает возможность кручения каната (например, тяговые канаты, канты механизмов изменения вылета стрел) и при этом применены полукруглые канавки и однослойная навивка, рекомендуется односторонняя свивка.

9. По механическим свойствам проволоки:
  • марки ВК – высокого качества;
  • марки В – повышенного качества;
  • марки 1 – нормального качества.
10. По степени крутимости:
  • крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести- и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками);
  • малокрутящиеся МК – с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям каната (многослойных, многопрядных канатах и в канатах одинарной свивки).
11. По виду покрытия поверхности проволок в канате:
  • из проволоки без покрытия (Для предохранения от влияния внешней среды или коррозии используется смазка, канат называется «светлый», в обиходе «смазанный» или «черный»);
  • из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка:

- С – для средних агрессивных условий работы;
- Ж – для жестких агрессивных условий работы;
- ОЖ – для особо жестких агрессивных условий работы;
- П- покрытие каната или прядей полимерными материалами.

12. По назначению каната:
  • грузолюдские (ГЛ) для подъема и транспортировки людей и грузов, (кантаты марок ВК, В);
  • грузовые (Г) для транспортировки грузов.
13. По точности изготовления:
  • повышенной точности Т;
  • нормальной точности.

При подвеске крюка или грейфера на двух и более ветвях для уменьшения кручения следует применять канты разной свивки.
На грузовых кранах, в системе крюковой подвески, применяется канат правой и левой свивки, для того, чтобы при подъеме груз не вращался.

14. По механическим свойствам проволоки:
  • марки ВК – высокого качества;
  • марки В – повышенного качества;
  • марки 1 – нормального качества.
15. По виду покрытия поверхности проволок в канате:
  • из проволоки без покрытия (Для предохранения от влияния внешней среды или коррозии используется смазка, канат называется «светлый», в обиходе «смазанный» или «черный»);
  • из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка:

- С – для средних агрессивных условий работы;
- Ж – для жестких агрессивных условий работы;
- ОЖ – для особо жестких агрессивных условий работы;
- П- покрытие каната или прядей полимерными материалами.

© 2024 Производство и проектирование съёмных грузозахватных приспособлений - ООО "Ника" .